Министр обороны Сергей Шойгу дал старт реконструкции северо-восточной хорды Байкало-Амурской магистрали. Железнодорожные войска и студенческие отряды должны построить около 340 км пути до 2025 года. Работы будут проходить в болотистой местности, в условиях полного бездорожья. Как отметил глава Минобороны, важность проекта обусловлена острой необходимостью увеличить пропускную способность БАМа. По мнению экспертов, модернизация Байкало-Амурской магистрали поднимет на новый уровень экономическое развитие Сибири, снимет логистические барьеры для наращивания российского экспорта в Азию и усилит транзитный потенциал РФ.
- Один из участков Байкало-Амурской магистрали
- © Валерий Мельников
В Амурской области в посёлке Верхнезейск начались работы по модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В торжественной церемонии по случаю закладки первого камня обновлённой транспортной артерии принял участие министр обороны РФ Сергей Шойгу.
«Сегодня мы заложили камень, символизирующий начало реконструкции восточной ветки Байкало-Амурской магистрали. Это участок протяжённостью 340 км — от Улака до Февральска», — цитирует Шойгу пресс-служба военного ведомства.
Работы должны завершиться до 2025 года. Модернизация северо-восточной хорды БАМа легла на плечи десяти бригад Железнодорожных войск РФ. Данные подразделения начали готовиться к масштабной стройке ещё в апреле.
Помимо них, в реконструкции магистрали участвуют студенческие отряды, набранные из курсантов. По словам министра обороны, студенты военных учебных центров получили возможность трудиться «в спайке с лучшими представителями железнодорожных войск».
«Подобная практика не нова. В советское время её прошли десятки тысяч студентов, многие из которых впоследствии стали крупными хозяйственниками и политиками. Не исключение и глава нашего государства, а также многие другие известные руководители», — заявил Шойгу.
В комментарии RT профессор кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» Московского государственного университета путей сообщения Анатолий Васильев назвал модернизацию северо-восточной хорды БАМа грандиозным событием для современной России.
«Не подлежит сомнению огромное значение работ, за которые взялись железнодорожные войска. Мы наблюдаем поэтапное усиление пропускной способности стратегически важной магистрали», — сказал Васильев.
Межконтинентальный маршрут
Байкало-Амурская магистраль является одной из основных железнодорожных артерий России. Строительство БАМа началось ещё до Великой Отечественной войны, однако по-настоящему масштабные работы развернулись только в 1974 году.
Прокладка железнодорожного полотна по бескрайним, труднопроходимым просторам Сибири превратилась во всесоюзную стройку с широким привлечением комсомольцев. Как говорится на сайте ОАО «РЖД», окончательным завершением проекта считается запуск движения по Северо-Муйскому тоннелю 5 декабря 2003 года.
- Географическое положение Байкало-Амурской магистрали
- © ОАО «РЖД»
Общая протяжённость БАМа составляет 4300 км. Магистраль пролегает по территории Иркутской и Амурской областей, Якутии, Бурятии, Забайкальского и Хабаровского краёв. С Транссибирской железной дорогой она соединяется тремя линиями.
Магистраль была построена в регионах с суровыми природно-климатическими условиями и сложным рельефом. Огромных усилий строителям БАМа стоила прокладка путей через 11 полноводных рек и семь горных хребтов.
Многочисленные проблемы удалось решить благодаря разработке современных конструкций, а также появлению новых способов строительства и эксплуатации.
В ближайшее время Турция приступит к созданию канала «Стамбул», который превратится в дублёр Босфора. Об этом заявил президент страны…
По словам Шойгу, для обеспечения строителей всем необходимым на участке работ были оперативно возведены современные блочно-модульные городки, а для реконструкции путей привлечено около 700 единиц автомобильной, инженерной и специальной техники.
«За три с половиной года планируется сдать 19 объектов. Два — сдать уже в следующем году, 12 — в 2023-м и пять — в 2024-м. Перед военными железнодорожниками — большой фронт работ, однако мы создали максимально комфортные условия для их проживания и труда», — сказал Шойгу.
Ранее замглавы Минобороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков назвал артерию Улак — Февральск «самым плохим участком, который есть на БАМе». Он пояснил, что военнослужащим придётся работать в болотистой местности, в условиях полного бездорожья.
Как напомнил в разговоре с RT руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, долгое время российскому государству не удавалось подступиться к модернизации северо-восточной хорды Байкало-Амурской магистрали.
«БАМ пролегает в довольно сложных природных условиях, требующих порой нестандартных инженерных решений. К тому же правительство искало источники финансирования. Однако старт реконструкции свидетельствует о том, что все проблемы удалось решить, в том числе денежные», — отмечает Масленников.
Модернизация БАМа, как полагает эксперт, должна поднять на новый экономический уровень сибирские регионы и одновременно повысить «перевозочные мощности в торгово-экономических отношениях с Китаем».
«Модернизация восточной ветви БАМа имеет знаковое и принципиальное значение. Главное — это, конечно же, развитие регионов в этой части России. Современная железная дорога с хорошей пропускной способностью — мощный стимул для коммерческой активности. Второй момент — это развитие торгово-экономических отношений с Китаем», — пояснил Масленников.
В беседе с RT заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман заявил, что обновление БАМа направлено на социально-экономическое развитие Сибири, увеличение российского экспорта в АТР и рост транзитного потенциала РФ в целом.
- Министр обороны РФ Сергей Шойгу на закладке первого камня обновлённой восточной ветви БАМа в Верхнезейске
- © Министерство обороны РФ
Кроме того, модернизация Байкало-Амурской магистрали имеет важное значение для военной безопасности России, позволяя более оперативно перебрасывать большее количество войск.
На сайте РЖД сообщается, что в военно-стратегическом смысле БАМ «парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе».
«Модернизация БАМа — составной элемент комплексного и долгосрочного развития всей нашей страны. Руководство России это прекрасно понимает, поэтому, несмотря на высокий уровень нагрузки на бюджет и трудности, вызванные пандемией, оно изыскало ресурсы на реализацию планов реконструкции северо-восточной хорды», — резюмировал Фельдман.