«Часть единой энергосистемы»: какое значение имеет запуск первого блока БелАЭС для Москвы и Минска

Официальная церемония, посвящённая запуску блока №1 первой Белорусской атомной электростанции, пройдёт 7 ноября. Президент Александр Лукашенко ранее назвал АЭС «прорывом» для страны и «частью независимости» республики. Как отмечают эксперты, скорое начало работы первого блока БелАЭС говорит о продолжающемся «взаимовыгодном сотрудничестве» Москвы и Минска. Кроме того, по мнению политологов, это событие имеет большое значение и для всей Восточной Европы, у которой появится возможность приобрести белорусскую электроэнергию по выгодным ценам. Аналитики также подчёркивают, что после ввода станции в эксплуатацию Россия и Белоруссия будут играть ещё более значимую роль на европейском энергетическом рынке.

  • БелАЭС
  • © belaes.by

В субботу, 7 ноября, пройдёт официальная церемония запуска блока №1 Белорусской атомной электростанции.

Ранее, 23 октября, в департаменте по ядерной и радиационной безопасности МЧС (Госатомнадзор) Белоруссии сообщали, что БелАЭС получила соответствующее разрешение.

По информации пресс-службы республиканского Минэнерго, 3 ноября первый энергоблок БелАЭС включили в объединённую энергосистему Белоруссии.


Строящаяся белорусская АЭС якобы представляет угрозу безопасности граждан ЕС. Об этом заявил президент Литвы Гитанас Науседа в ходе…

Кроме того, внешнеполитическое ведомство вместе с другими институтами республики «продолжит принимать меры в рамках ЕС, международных конвенций и других международных форматов, направленные на снижение угроз, исходящих от небезопасной белорусской АЭС».

В ответ на ноту литовских коллег пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз заявил, что Литва «использует дипломатическую переписку по вопросам БелАЭС не для получения ответов, а для поддержания истерии в своих СМИ».

«Многочисленные ноты, которые официальный Вильнюс раздаёт, словно пресловутые таблетки йода, порождают апокалиптические заголовки и ожидаемо сеют панику среди литовских граждан. При этом, как известно, нормальный диалог, который мог бы принести взаимовыгодный результат, литовская сторона давно решила принести в жертву своим геополитическим амбициям», — говорится заявлении дипломата.

Глаз также назвал действия литовского руководства «очередным эпизодом «эпистолярного сериала».

«Надеюсь, что в Литве от «советского оккупационного наследия» ещё остались профессиональные ядерщики, которые поймут. Предпусковые операции на БелАЭС ведутся в строжайшем соответствии с графиком этапных программ под контролем Госатомнадзора и других надзорных органов… Тесно работающие с нами на всех этапах возведения станции экспертные миссии МАГАТЭ, Всемирной ассоциации организаций, эксплуатирующих АЭС, Европейской группы регуляторов ядерной безопасности неоднократно подтверждали, что нет недостатков, которые могли бы стать препятствием для безопасного пуска первого энергоблока БелАЭС», — подчеркнул пресс-секретарь белорусского МИД.

Он также отметил, что «на сегодняшний день БелАЭС — единственная из всех действующих и проектируемых атомных станций в Европейском регионе, которая прошла проверку по самым новым, самым жёстким европейским стандартам».

  • МИД Белоруссии
  • © Vasily Fedosenko

Стоит отметить, что нота протеста Литвы — далеко не первая попытка Вильнюса помешать строительству атомной электростанции в Белоруссии.

Президент Литовской Республики Гитанас Науседа направил письма председателю Европейского совета Шарлю Мишелю и главе Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен, в которых призвал ЕС принять «более действенные меры, чтобы остановить эксплуатацию небезопасной Белорусской АЭС».

«Сейчас самое подходящее время для принятия Евросоюзом решений, которые ограничили бы поступление на рынок ЕС электроэнергии из небезопасных, не отвечающих самым высоким стандартам безопасности источников третьих стран», — говорится в документе.

С похожим призывом он выступал и в конце октября, подчеркнув, что «безответственному запуску объекта необходимо помешать».

Как заявлял ранее Александр Лукашенко, из-за строительства атомной электростанции именно на Минск оказывается внешнее давление, хотя другие западные страны также ведут аналогичные работы.

«Мы осваиваем и энергию мирного атома на нашей первой атомной электростанции. Это одна из причин давления на нас. В Польше можно планировать (новую станцию им американцы построят), а нам нельзя. Финляндии можно строить атомные реакторы, а нам нельзя», — приводит информагентство БЕЛТА слова Лукашенко.

«Политические игры»

Как пояснил Николай Межевич, Литва воспринимает запуск первого блока БелАЭС не как возможность получить электроэнергию по выгодной цене, а «исключительно как триумф Александра Лукашенко».

«И это злит Вильнюс, вызывает чувство досады и зависти», — отметил эксперт.

Однако, по его словам, несмотря на попытки Литвы воспрепятствовать реализации проекта, «технологически уже построенная станция всё равно будет частью единой энергосистемы России и Белоруссии».

  • видео

«И от того, решит или нет Литва покупать какую-то часть энергии, ничего не изменится», — считает аналитик.

При этом заявления литовской стороны о предполагаемой небезопасности БелАЭС Александр Фролов назвал «клоунадой чистой воды».

«Объект контролируется МАГАТЭ, его строительство начиналось с учётом высочайших требований как безопасности, так и защиты окружающей среды. Подобные выпады Вильнюса можно объяснить недалёкостью и бессмысленными политическими играми», — подчеркнул эксперт.

По его словам, многие западные электростанции «значительно уступают новой БелАЭС, созданной с учётом последних требований и технологических возможностей».

  • Минск
  • © Vasily Fedosenko

При этом, несмотря на противодействие Литвы, БелАЭС сможет эффективно наладить работу, прогнозируют аналитики.

По мнению Николая Межевича, энергия, полученная с помощью станции, будет удовлетворять потребности самой Белоруссии, а также поставляться в Россию и другие страны по выгодным ценам.

«В белорусском электричестве могут быть экономически заинтересованы Польша и Украина, которые испытывают дефицит энергии. Выгодно было бы покупать электроэнергию и балтийским республикам, однако политические мотивы будут их останавливать. В то время как Латвия вполне могла бы закупать у Белоруссии электроэнергию и поставлять её, например, Эстонии», — отметил аналитик.

Как подчеркнул Николай Межевич, после полного запуска БелАЭС ситуация на европейском энергетическом рынке, безусловно, изменится — «возрастёт роль Белоруссии и России».

Источник

Comments (0)
Add Comment